Курс сольфеджио, Выпуск 3, Агажанов А., 1985.
Третий выпуск курса сольфеджио посвящен двухголосию, то есть дуэту, ансамблевому пению на уроках сольфеджио. Музыкальный материал построен таким образом, что все разделы третьего выпуска тесно связаны с соответствующими разделами первого и второго выпусков. Каждая из глав представляет собой координированный музыкальный материал, и предполагается, что он должен быть использован одновременно с одноголосием.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА.
Занятия сольфеджио являются триединым процессом, который выражается в работе над диктантом, в усвоении и осмыслении музыки и ее элементов на слух и собственно сольфеджировании. По всем этим трем разделам имеются учебники и учебные пособия; особенно много различных материалов по одноголосному сольфеджио. Естественно, что традиционно курс сольфеджио начинается с одноголосия и педагоги широко привлекают одноголосные пособия в процессе изучения предмета. Однако некоторые педагоги долгое время ограничиваются изучением только одноголосия. Если в классах и поют многоголосное сольфеджио, то это происходит эпизодически, бессистемно и без постоянной связи с одноголосием, тогда как двухголосие, а позже трех- и четырехголосие следовало бы изучать сразу же после усвоения основных элементов одноголосия. Многоголосие должно изучаться параллельно с одноголосием на протяжении всего курса сольфеджио. Это наиболее естественный путь изучения музыки, и он методически оправдывается при усвоении ладовых, метроритмических, интервальных особенностей мелодики, гармонии, музыкальной формы и других сторон музыкального искусства. Курс сольфеджио должен опираться на комплексный метод изучения музыки.
В настоящем выпуске нет специально интонируемых (построенных на гаммах, аккордах, секвенциях и пр.) упражнений, учащиеся должны подготовить свой слух, изучив упражнения из соответствующего раздела первых двух выпусков одноголосия. Если двухголосный пример брать случайно, без связи с определенной темой в одноголосии, такое упражнение не вполне достигает своей цели. Основной музыкальный материал для упражнений написан автором учебного пособия, он имеет определенно поставленную задачу, выраженную в заголовках уроков.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Методическая записка.
Часть первая ДИАТОНИКА.
Глава I ДО МАЖОР И ЛЯ МИНОР.
До мажор.
Урок 1. Скрипичный и басовый ключи. Двух-голосие гармонического склада с преобладанием прямого движения. Размеры 2/4, 3/4, 4/4.
Урок 2. Сочетание одинаковых и разных ключей (скрипичного и басового). Размеры по пройденным темам.
Урок 3. Двухголосно полифонического склада (каноны). Размеры и длительности по пройденным темам.
Ля минор.
Урок 4. Три вида минора. Слигованная нота. Двухголосие гомофонно-гармонического склада с элементами полифонии.
Параллельно-переменные лады, различные формы взаимодействия между параллельным мажором и минором.
Урок 5. Параллельно-переменные лады (С - а). Переход из мажора в минор. Прямое, косвенное и противоположное движение.
Урок 6. Переход из минора в параллельный мажор (а - С).
Урок 7. Переход из мажора в параллельный минор и возвращение в прежнюю тональность (С - а - С).
Урок 8. Переход из минора в параллельный мажор и возвращение в прежнюю тональность (а - С - а).
Урок 9. Паузы на разных долях такта.
Мелодии для чтения с листа.
Глава II ИЗУЧЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ТОНАЛЬНОСТЕЙ.
Урок 1. Соль мажор, ми минор и их взаимосвязи. Двухголосие гармонического и полифонического склада. Метр и ритм по пройденным темам.
Урок 2. Фа мажор, ре минор и их взаимосвязи.
Урок 3. Ре мажор, си минор и их взаимосвязи.
Урок 4. Си-бемоль мажор, соль минор и их взаимосвязи.
Урок 5. Ля мажор, фа-диез минор и их взаимосвязи.
Урок 6. Ми-бемоль мажор, до минор и их взаимосвязи. Триоли на разных долях такта.
Мелодии для чтения с листа.
Часть вторая ХРОМАТИЗМ И МОДУЛЯЦИЯ.
Глава I ХРОМАТИЗМ.
Разновидности мажора и минора.
Урок 1. Гармонический и мелодический мажор VI и VII пониженные ступени лада.
Урок 2. Соединение трех видов мажора. Мажор, минор и их взаимосвязи.
Урок 3. Три вида минора. Минор, мажор и их взаимосвязи.
Урок 4. Взаимодействие одноименных тональностей. Мажоро-минор. Миноро-мажор.
Альтерация других ступеней мажора и минора.
Урок 1. IV повышенная ступень в мажоре и миноре.
Урок 2. IV повышенная ступень в одноименном мажоро-миноре.
Урок 3. IV пониженная ступень в миноре.
Урок 4. II повышенная и II пониженная ступени в мажоре и II пониженная ступень в миноре.
Урок 5. II пониженная ступень в одноименном мажоро-миноре.
Урок 6. IV повышенная и II пониженная ступени в мажоре и миноре.
Хроматические ступени, прилегающие к диатоническим ступеням лада.
Урок 1. Хроматические ступени, прилегающие к I, III и V ступеням лада.
Урок 2. Хроматические ступени, прилегающие ко всем диатоническим ступеням лада.
Урок 3. Хроматическая гамма в целом.
Мелодии для чтения с листа.
Глава II МОДУЛЯЦИЯ.
Модуляция в тональности первой степе»т родства.
Модуляции из мажора.
Урок 1. Модуляция в тональность VI ступени.
Урок 2. Модуляция в тональность V ступени.
Урок 3. Модуляция в тональность III ступени.
Урок 4. Модуляция в мажорную тональность V ступени.
Урок 5. Модуляция в тональности II ступени.
Урок 6. Модуляция в минорную тональность IV ступени.
Модуляции из минора.
Урок 1. Модуляция в тональность III ступени.
Урок 2. Модуляция в минорную тональность V ступени.
Урок 3. Модуляция в тональность VII ступени.
Урок 4. Модуляция в тональность IV ступени.
Урок 5. Модуляция в тональность VI ступени.
Урок 6. Модуляция в мажорную тональность V ступени.
Постепенные модуляции в тональности других степеней родства.
Ладовая модуляция.
Урок 1. Модуляция в одноименный мажор.
Урок 2. Модуляция в одноименный минор.
Модуляция на два, три и более ключевых знака.
Урок 1. Модуляция из мажора и минора на большую секунду вверх И вниз.
Урок 2. Модуляция из мажора и минора на большую и малую терции вверх и вниз.
Урок 3. Модуляция из мажора и минора на расстояние тритона.
Модуляции через аккорды альтерированных ступеней (мажоро-минорные системы).
Урок 1. Модуляция через трезвучия II низкой, VI низкой ступеней и трезвучия одноименной тональности.
Энгармоническая модуляция.
Урок 1. Модуляция через уменьшенный вводный, малый с уменьшенной квинтой и малый.
минорный септаккорды.
Урок 2. Модуляция через неальтерированный и альтерированный доминантсептаккорд и через увеличенное трезвучие.
Мелодии для чтения с листа.
Приложение. Двухголосные примеры повышенной трудности для чтения с листа.
Указатель музыкальных примеров.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Курс сольфеджио, выпуск 3, Агажанов А., 1985 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать - pdf - Яндекс.Диск.
Дата публикации:
Теги: учебник по музыке :: музыка :: Агажанов
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
Следующие учебники и книги:
- Хрестоматия юного гитариста, 1-3 классы, Зубченко О.В.
- Свердловская рок-энциклопедия, «Ритм, который мы», Карасюк Д., 2016
- Практическое руководство по музыкальной грамоте, Фридкин Г., 1974
- Музыкальная форма, курс лекций, Фраёнов В.П., 2003
Предыдущие статьи:
- Музыка и мозг, как музыка влияет на эмоции, здоровье и интеллект, Бреан А., Скейе Г.У., 2020
- Уроки музыки, Поурочные разработки, 4 класс, Сергеева Г.П., 2017
- Уроки музыки, Поурочные разработки, 3 класс, Сергеева Г.П., 2017
- Уроки музыки, Поурочные разработки, 2 класс, Сергеева Г.П., 2017