Музыка-Эйдос-Время, А.Ф. Лосев и горизонты современной науки о музыке, Зенкин К.В., 2015.
Фрагмент из книги.
В настоящее время вряд ли существует единое и единственное представление о том, что такое наука и научность. Хотя до сих пор еще бытует мнение, что образцом научности являются методы точных — математических и естественных наук, подобный «математикоцентризм» давно обнаружил свою ограниченность. Происходит актуализация различных исторически сложившихся типов научного мышления. При этом любой тип для своего самообоснования предполагает формулировку базисных принципов научного исследования: его предмета, методологии и категориального аппарата.
Лосев о художественном стиле и первообразе.
Стиль относится к ряду тех фундаментальных научных понятий, которые, при всей их самоочевидности, вызывают массу споров и с величайшим трудом поддаются определениям.
Понятие «стиль», как известно, используется не только в искусствознании и эстетике, но и имеет широчайшее применение в повседневной жизни, в том числе во внехудожественной сфере. Говорят, к примеру, о стиле поведения, стиле плавания или ходьбы на лыжах. В названных случаях стиль, по сути дела, выступает синонимом слов «вид», «тип», «способ», «метод» и т.п. И, применяя понятие «стиль» к искусству, мы все эти простейшие варианты понимания стиля также предполагаем. Однако, художественный стиль, коль скоро он понимается как вид, тип или способ художественного выражения, обретает сложнейшую структуру, ибо в художественном выражении и художественном конструировании слишком много различных граней и аспектов. Именно поэтому в существующих многочисленных определениях художественного стиля могут фиксироваться совершенно разные стороны художественного текста (далее в тексте определение «художественный» применительно к стилю мы опускаем, так как только о нем и пойдет речь).
ОГЛАВЛЕНИЕ.
ЗАЧЕМ НУЖНА ФИЛОСОФИЯ МУЗЫКИ?.
О МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ МНОГОСЛОЙНОСТИ НАУКИ О МУЗЫКЕ.
ПОЧЕМУ ИМЕННО ЛОСЕВ? ОБ ИДЕЕ И ПЛАНЕ КНИГИ.
ФИЛОСОФИЯ И ТЕОРИЯ МУЗЫКИ КАК ГРАНИ «ВЫСШЕГО СИНТЕЗА».
Искусство — Миф - Религия.
Русская религиозно-философская мысль об эйдетических основаниях искусства.
Начало лосевской философии музыки.
В чем смысл музыкального числа? Рецепция философии музыки Лосева Ю.Н. Холоповым.
Лосев о музыкально-теоретических понятиях.
ОТ ПЕРВООБРАЗА К ИСПОЛНИТЕЛЬСКОМУ ВОПЛОЩЕНИЮ.
Почему необходимо говорить о первообразе художественной формы?.
Понятие первообраза (прообраза) художественной формы в православной философии и специфика музыкального искусства.
Лосев о художественном стиле и первообразе.
Композиторская техника как знак: между порядком и хаосом.
Что является константой музыкального произведения?.
Нотный текст и интонация.
Интонация как духовная сущность музыки.
Интонационный словарь эпохи и музыкальный социум.
Традиция и эксперимент.
Об историческом переинтонировании в исполнительском искусстве Марии Юдиной.
И.С. Бах: от интонации к образу и понятию.
Бетховен: к классической ясности (историзм) и надвременному сиянию смыслов.
Шуберт: исполнительская интерпретация как исторический анализ стиля.
Об историческом переинтонировании в композиторском творчестве.
«Афоризмы» Шостаковича: авангардный эксперимент композитора-традиционалиста.
МУЗЫКА И ВНЕМУЗЫКАЛЬНОЕ: СМЫСЛОВАЯ ЭНЕРГИЯ ИНТОНАЦИИ КАК ИСХОДНЫЙ ПРИНЦИП.
Музыкальный смысл как энергия (Enepreia).
Музыкальный смысл и его именование.
Лосев о параметрах музыкального смысла.
Музыкальный смысл как хронотоп.
О перцептивных пространствах в музыке и роли симметрии в их организации.
Симметрия и порядок.
Симметрия в музыке.
Зеркальная симметрия в звуковысотном пространстве.
Зеркальная симметрия в музыкальной композиции.
Симметрия и информация: между глубиной и поверхностностью музыки.
Информация и специфика художественного сообщения.
Симметрия, передача и хранение информации в искусстве.
О «шарообразном смысле» в музыке.
«Глубина» в музыке: между информацией и энтропией.
О гранях художественно-образной информации.
Время как материал и идея музыки.
Движение и неподвижность в музыке: к постановке проблемы.
Организация времени как фактор музыкальной драматургии.
Темповая драматургия в фортепианных сонатах Бетховена.
Диалектика классической и аклассической формы в фортепианной миниатюре Шумана.
Рефлексия временного процесса в балладах Шопена.
«Руслан и Людмила» Глинки: тайна русского музыкального эпоса.
О подвижности структур в произведениях Листа.
От романтической формы-процесса — к открытой форме.
Что кроется за оперными реформами?.
От Глюка к Дебюсси.
Дебюсси в диалогах с Бахом и Вагнером.
МУЗЫКА И ВНЕМУЗЫКАЛЬНОЕ: СИМФОНИЗМ КАК ЗАВЕРШАЮЩИЙ СИНТЕЗ.
Что же все-таки имел в виду Асафьев?.
О симфонизме Брукнера и его внемузыкальных основаниях.
Из истории русского симфонизма. Взаимопроникновение программности и имманентно-музыкальных закономерностей.
О симфонической концепции музыки Глинки к «Князю Холмскому».
У истоков творческого пути Чайковского. Увертюра «Гроза».
Балакирев в истории русского программного симфонизма.
Программный симфонизм Рахманинова.
Проблема симфонизма в музыке XX века.
МИФОЛОГИЗАЦИЯ МУЗЫКИ.
Мифология музыки по Лосеву.
Грешно ли христианину слушать Скрябина?.
Слово в музыкальном мире Мессиана как знак Божественного присутствия.
Музыкальная интонация в эпоху глобальных катастроф.
Музыкальные эксперименты в «час нуль» культуры.
Карлхайнц Штокхаузен.
Джон Кейдж.
Почему все, что нас окружает, это музыка?.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Музыка-Эйдос-Время, А.Ф. Лосев и горизонты современной науки о музыке, Зенкин К.В., 2015 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать файл № 1 - pdf
Скачать файл № 2 - djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать - djvu - Яндекс.Диск.
Скачать - pdf - Яндекс.Диск.
Дата публикации:
Теги: учебник по музыке :: музыка :: Зенкин
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
Следующие учебники и книги:
- 100 магнитоальбомов советского рока, Кушнир А., 1999
- Фортепианная техника в удовольствие, Сборник этюдов и пьес, 1 класс
- Led Zeppelin, Взлет и падение, Слобжин В., Пушкина М., Кормильцев И., 1988
- Юному гитаристу, учебно-методическое пособие, Катанский В.М., 2000
Предыдущие статьи:
- Техника гитариста, учебное пособие, Шумеев Л., 2012
- Работа над фортепианной техникой, Либерман Е.Я., 2003
- Основы музыкальной грамоты, Андреева Е.Ф., 1988
- Сольфеджио, Мы играем сочиняем и поём, учебное пособие для 5 класса детской музыкальной школы, Металлиди Ж., Перцовская А.