Кино и коллективная идентичность, Жабский М.И., 2013.
Книга рассчитана на широкий круг исследователей и профессиональных участников кинематографической жизни современного российского общества. Это итог очередного этапа исследовательской работы социологов НИИ киноискусства (с 2012 г. - структурное подразделение Всероссийского государственного университета кинематографии имени С.А. Герасимова). Конечная цель осуществленной научной работы - поиск путей выхода отечественного кино из затяжного кризиса и информационно-социологическое обеспечение творческих и управленческих решений в условиях современной российской кинокультуры, под влиянием глобализации все больше сползающей в русло постнационального развития. Результаты предыдущей социологической работы заинтересованному читателю известны по ранее изданным книгам: «Киноаудитория на этапе перехода к рынку» (1994), «Под знаком вестернизации (Кино -публика - воздействие)» (1995), «Испытание конкуренцией: отечественное кино и новое поколение зрителей» (1997), «Кино: пути от фильма к зрителю» (1998), «Кино в современном обществе: функции, воздействие, востребованность» (2000), «Кино: реалии и вызовы глобализации» (2002), «Феномен массовости кино» (2004), «Насилие в зеркале аудиовизуальной культуры» (2005), «Полюса кинопроцесса: притяжение и отталкивание» (2006), «Кинопроцесс в коммуникативной перспективе» (2008), «Социокультурная драма кинематографа. Аналитическая летопись (1969-2005 гг.)» (2009). «Кинематограф - зеркало или молот? Кинокоммуникация как социокультурная практика» (2010), «Социология и кинематограф» (2012), «Кино и его аудитория. Аналитическая летопись взаимоотношений (1969-2010 гг.)» (2013).
КОЛЛЕКТИВНОЕ «МЫ» И ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ.
Голливуд повсеместно бросает вызов коллективной идентичности, являющейся опорой национального государства. Внутренняя политика последнего оставить без внимания это явление не может. Но из чего вырастает коллективная идентичность и какую роль играют культурные технологии в ее формировании?
Начнем с констатации, что люди, населяющие, к примеру, Россию, -не механическое множество индивидов, а некое социальное целое, обладающее исторически сложившейся коллективной идентичностью. Каждое индивидуальное «я» демографически и культурно порождено коллективным «мы», живет и действует, самоутверждается и развивается в его пространстве. «Границы культуры, в которой люди воспитаны, являются одновременно и границами того мира, в котором они могут жить, думать и действовать» [7, с. 207].
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Введение.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. СОЦИАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КИНОПРОЦЕССА.
Глава I. Механизмы социальной организации кинопроцесса.
§1. В силовом поле Голливуда.
§2. Коллективное «мы» и его формирование.
§3. Союз рынка, государства и общественности.
§4. Почему необходимо регулирование «сверху»?.
§5. Оценка фильма в системе социального контроля.
§6. «Анатомия» общественной ценности фильма.
§7. Социальные санкции в пространстве кинопроцесса.
§8. Экскурс в историю регулирования «сверху».
§9. Комплексная оценка фильма.
§10. Общественная наука как фактор модернизации кино в России.
§11. Современная проблематика социального регулирования кинопроцесса.
Глава II. Кино в современной культуре: опыт системного подхода.
§1. Искусство как система.
§2. Кинематограф в системе искусств.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. КИНО В ФУНКЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (CASE STUDY).
Глава I. Постановка проблемы: кино в социально-функциональной перспективе.
§1. Российская история как история распада и восстановления империи.
§2. Коллективная идентичность как проблема, острота которой осознается в периоды распада империи.
§3. Регресс как признак переходной ситуации и как составная часть прогресса.
§4. Кино в функции формирования и поддержания коллективной идентичности.
§5. Распад империи как Вызов. Экскурсы в эпохи социальной аномии.
§6. Социальная аномия рубежа ХIХ-ХХ веков как следствие распада российской империи и ее исторические прецеденты.
§7. От констатации социальной аномии к открытию варварства как внутрицивилизационного феномена.
§8. Омассовление как следствие распада имперской идентичности и популярность кино в этом контексте.
Глава II. Кино как средство массового воздействия и его потенциал в формировании и поддержании коллективной идентичности.
§1. Кино как средство массового воздействия.
§2. Кино как зрелище. Определение зрелища как социальности в ее элементарной форме.
§3. Зрелище как объект изучения психологии масс.
§4. Зрелище как политический и мифологический феномен.
§5. Особенности функционирования зрелища в ситуации социальной аномии. Социальная аномия как следствие перехода от традиционного к индустриальному обществу.
§6. Суггестивный фактор массовой коммуникации. Регрессивный аспект зрелища как средства массового воздействия.
§7. Новая коммуникативная ситуация в эпоху омассовления. С. Эйзенштейн: поиск резервов чувственного мышления.
§8. Ф. Ницше: ранний прогноз о реальности варварства в ХХ веке.
§9. Коммуникативный фактор как предпосылка становления коллективной идентичности нового типа.
Глава III. Социально-психологические предпосылки неизбежности формирования новой коллективной идентичности.
§1. Процессы омассовления в российской истории и русская революция как Реформация по-евразийски.
§2. Российская ситуация «детерриторизации» с точки зрения постмодерна.
§3. Слагаемые новой коллективной идентичности. Экскурс в историческую психологию.
Глава IV. Становление коллективной идентичности в границах гештальта рабочего.
§1. История культуры ХХ века как выражение гештальта рабочего.
§2. Культура эпохи «гештальта рабочего»: от индустриализации к деперсонализации. Деперсонализация как признак новой коллективной идентичности.
§3. Деперсонализация в советском варианте: А. Довженко.
§4. К вопросу о вкладе рабочего класса в духовную культуру.
§5. Духовный потенциал городского фольклора в гештальте рабочего и его роль в формировании новой коллективной идентичности с помощью экрана.
Глава V. «Культурные герои» мифа в экранном воплощении. Трикстерское начало в героях советского кино.
§1. Лиминальный аспект большевистской утопии. Утопия как признак новой коллективной идентичности.
§2. Смех и миф как слагаемые новой коллективной идентичности в ее экранных формах.
§3. Новый герой экрана как трикстер. Смех на экране и его фольклорное происхождение.
§4. Стихия антиповедения на экране: вариант Г. Козинцева и Л. Трауберга.
§5. Культура «гештальта рабочего» на экране: трикстерское начало в новых культурных героях на экране.
§6. Экранная трикстериада: фильмы А. Довженко и М. Ромма.
§7. Режиссер советского кино и сопровождающая его аура демиурга новой идентичности.
§8. Культура «гештальта рабочего»: свертывание процессов индивидуализации. Ренессанс авантюрных сюжетов на экране как следствие этого процесса.
Глава VI. Закат либеральной эпохи с присущей ей индивидуализацией. Трансформация индивидуальных ценностей в контексте гештальта рабочего.
§1. Становление культуры гештальта рабочего: от индивида к типу. Отражение этого процесса на экране.
§2. Кинематограф эпохи «гештальта рабочего»: реабилитация дионисийского комплекса на российском экране.
§3. Политика подхватывает эстафету художественного авангарда. Политический конструктивизм в жизни и на экране.
§4. Вождь как культурный герой. Архетипическое измерение образа вождя на экране как раздел в психологии масс: вариант М. Чиаурели.
§5. Кино как реабилитация мифологической реальности. Миф как слагаемое новой коллективной идентичности.
Глава VII. Воссоздаваемая кино картина мира как выражение новой коллективной идентичности.
§1. Мифологизация истории на экране. История как слагаемое новой коллективной идентичности.
§2. Значимость деяний предков для поддержания и утверждения коллективной идентичности: вариант Сталина и вариант Гитлера.
§3. Следы оппозиции между модерном и романтизмом в реабилитации в годы второй мировой войны русской и немецкой национальной идеи.
§4. Религиозные коннотации революции. Политика как светская религия.
§5. Взрыв хилиастического комплекса в русской революции и его влияние на духовный потенциал советского кино.
§6. Образ революции в сознании наших современников как «неодухотворенного буйства». Стремление режиссеров эпохи оттепели противостоять утрате кинематографом сакрального начала.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ТЕЛЕКИНЕМАТОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТИНА СЕМЕЙНОГО МИРА.
Глава I. Репрезентация семьи и брака в кинопрограммах телевидения.
§1. Вступительные замечания.
§2. Исторические изменения института семьи и необходимость их учета в современной кинопродукции.
§3. Семейные изменения и цели семейно-демографической политики, их отражение в общественном мнении.
§4. Методология социологического анализа внесемейной направленности теле- и кинофильмов.
§5. Результаты контент-анализа образов брака и семьи в отечественной кинотелепродукции.
Приложение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Купить .
Купить .
По кнопкам выше и ниже «Купить бумажную книгу» и по ссылке «Купить» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.
По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес», и потом ее скачать на сайте Литреса.
По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно найти похожие материалы на других сайтах.
On the buttons above and below you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.
Теги: учебник по искусствоведению :: искусствоведение :: искусство :: Жабский :: кино :: кинопроцесс
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
- Нэцкэ, Успенский М.В., 1986
- Формулы страха, Введение в историю и теорию фильма ужасов, Комм Д.Е., 2012
- Бриллиантовая рука, Любимые комедии, Степанов В., 2013
- Кино как визуальный код, Кувшинова М.Ю., 2014
- Теории искусства в Италии, 1450-1600, Блант Э., 2016
- Искусство и художник, Бальзак О., 2020
- Жизнь Леонардо да Винчи, Волынский А.Л., 2020
- Искусство в контексте пандемии, Медиатизация и дискурс катастрофизма, коллективная монография, Сальникова Е.В., Эвалльё В.Д., Новикова А.А., 2020