Обучалка в Телеграм

История этических учений, Гусейнов А.А., 2003


История этических учений, Гусейнов А.А., 2003.

  Представляет собой первую в нашей стране систематизацию этики во всем разнообразии ее важнейших философско-культурных традиций и исторических эпох. Предметом рассмотрения в ней является философская этика. Этические учения распределены авторами по основным философским самостоятельным культурным регионам (Китай, Индия, арабо-мусульманский мир, Европа, Россия), а внутри регионов — по школам и этапам развития, что составляет структуру книги.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Философия».

История этических учений, Гусейнов А.А., 2003


КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК СУПЕРЭТИКА.
Из трех главных и древнейших философских традиций: европейской, индийской и китайской — первая и последняя в наибольшей степени отличны друг от друга. Одним из определяющих специфику китайской философии качеств является ее универсальная этизированность, т.е. не просто превалирование этической проблематики, но и последовательное рассмотрение всех основных философских тем с точки зрения морали, стремление к созданию целостного антропоцентричного мировоззрения в виде своеобразной «моральной метафизики».

В научной литературе специфическая этизированность традиционной китайской философии общепризнана. В этом смысле ценностно-нормативный характер последней очевиден и хорошо изучен: Но обычно под этизированностью тут понимается абсолютное преобладание этической проблематики, что далеко не исчерпывает глубокого содержания данной характеристики.

Сфера этического для китайских философов всегда была не только наиболее важной, но и предельно широкой. В традиционной китайской культуре предмет этики оставался неотделимым от синкретического комплекса норм и ценностей этикета, ритуала, обрядов, обычаев, неписаного права и т. п.

СОДЕРЖАНИЕ.
Предисловие.
Раздел первый. Китай.
Глава I. Китайская философия как суперэтика.
Глава II. Четыре главные этические программы.
§1. Конфуцианство (жу цзя): этика ритуальной благопристойности и человеколюбивого самосовершенствования.
§2. Даосизм (дао цзя): индивидуалистический натурализм - этика природосообразного недеяния.
§3. Моизм (мо цзя): религиозно-популистский утилитаризм — этика объединяющей любви и взаимной пользы.
§4. Легизм (фа цзя): законнический этатизм — этика тотальной власти.
Глава III. Категориальные основы китайской этики.
§1. Категория «благопристойность» (лиз) как единство этики и ритуала.
§2. Категория «благодать» (дао): магическая сила и моральный императив.
§3. Категории «путь» (дао), «орудийные предметы» (циз) и «великий предел» (тай цзи): синергия неба и человека в благом абсолюте.
§4. Категория «гуманность» (жэнь1): любовь к людям и гармония мира.
§5. Категория «должная справедливость« (и): бескорыстная ответственность и соответствие смыслу.
Глава IV. Конфуцианская антропология.
§1. Концепция природы человека от Конфуция до Хань Юя.
§2. Концепции природы и чувственности от Сюнь-цзы до Чжу Си.
§3. Концепция природы и чувственности, выработанная Ван Янмином.
§4. Эволюционная преемственность представлений о человеческой природе в конфуцианстве и категория «предопределение» (мин).
Литература.
Раздел второй. Древняя и средневековая Индия.
Глава I. Предварительные понятия.
§1. «Ценности», блага и цели.
§2. Границы этического.
§5. Оценки «извне» и «изнутри»
Глава II. Этическая дидактика. .
§1. Аретология индийских религий.
§2. Моральные нормы совершенства.
§3. Моралистическая афористика и «наглядная проповедь».
§4. Этика и индийские пути к «освобождению».
Глава III. Этическое теоретизирование.
§1. Дискуссионное пространство эпохи первых философов.
§2. Философия нравственности и безнравственности шраманского периода.
§3. Философская этика буддистов и мимансаков.
§4. Индия и современная философская этика.
Литература.
Раздел третий. Классическая арабо-мусульманская мысль.
Глава I. Этика в арабо-мусульманской культуре.
§1. Понятия «мусульманская этика» и «этика в мусульманских обществах».
§2. Соотношение этики и права в арабо-мусульманской культуре.
§3. Системообразующие принципы мусульманской этики.
Глава II. Намерение-и-действие как предмет мусульманской этики.
§1. Предмет мусульманской этики. Намерение и действие.
§2. Правильность намерения-и-действия.
§3. Основные классификации намерений-и-действий в мусульманской этике.
Глава III. Благо и зло. Утилитаристская классификация намерений-и-действий.
§1. Понимание блага и зла в мусульманской этике.
§2. Утилитаристская классификация намерений-и-действий.
Глава IV. Пригодность. Апроприаторная классификация намерений-и-действий.
§1. Апроприаторная классификация намерений-и-действий.
§2. Обоснование интересов и их соотношение.
Глава V. Состояние и предрасположенность. Аффективная классификация намерений-и-действий.
§1. Аффективная классификация намерений-и-действий.
§2. Мусульманский этос.
Глава VI. Общие черты мусульманской этики.
§1. Отличительные черты мусульманской этики в контексте общих особенностей ислама.
§2. Макропроблемы мусульманской этики.
§3. Основные жанры, в которых обсуждалась этическая проблематика.
Глава VII. Философская разработка мусульманской этики в каламе, исмаилизме и суфизме.
§1. Калам и ранняя мусульманская мысль: ригоризация этики.
§2. Исмаилизм: императивная этика совершенствования.
§3. Суфизм: этика «растерянности».
Глава VIII. Этика в мусульманских обществах.
§1. Личное совершенство: исправление нравов и обретение добродетелей.
§2. Политическая утопия: «добродетельный город» аль-Фараби.
§3. Интуитивизм: Ибн Сина и Ас-Сухраварди.
Литература.
Раздел четвертый. Европа: Античность.
Глава I. Моральный канон античности: Гомер, Гесиод, Семь мудрецов.
§1. Гомер.
§2. Гесиод.
§3. Семь мудрецов.
Глава II. Этика в ранней греческой философии.
§1. Анаксимандр.
§2. Гераклит.
§2. Пифагор и пифагорейцы.
§3. Парменид.
§4. Демокрит.
Глава III. Софисты, Сократ, сократики.
§1. Софисты.
§2. Сократ.
§3. Сократики.
Глава IV. Платон и Аристотель.
§1. Платон.
§2. Аристотель.
Глава V. Этические учения эпохи эллинизма.
§1. Эпикур.
§2. Стоицизм.
§3. Скептицизм.
Глава VI. Конец античной этики: Платин.
Литература.
Раздел пятый. Европа: Средневековье.
Введение.
Глава I. Основоположения средневековой морали.
§1. Этический смысл «Посланий» ап. Павла (I в. н.э.).
§2. Божественное пари: контроверсия морализма и легизма.
§3. Раннехристианская литература.
Глава II. Недогматические формы морального сознания Средневековья.
§1. Синкретические доктрины первых веков новой эры.
§2. Недоктринальные формы бытийствования морали.
§3. Аскетическая традиция Восточной церкви.
Глава III. Формирование моралистической традиции Западной церкви.
§1. Амвросий Медиоланский.
§2. Аврелий Августин.
§3. Происхождение зла. Теодицея.
§4. Добродетели разума и добродетели веры §5. Григорий Великий.
Глава IV. Схоластическая традиция в истории средневековой этики.
§1. Ансельм Кентерберийский. Диалог «О свободном выборе».
§2. Бернар Клервоский. «О благодати и свободной воле».
§3. Петр Абеляр. «Познай самого себя».
Глава V. Этика Фомы Аквинского.
§1. Воля и интеллект.
§2. Типология добродетелей.
Глава IV. Этические идеи Иоанна Дунса Скота и Уильяма Оккама.
Литература.
Раздел шестой. Европа: Новое время.
Введение.
Глава I. Гуманизм и Реформация.
§1. Лоренцо Валла.
§2. Джордано Бруно.
§3. Макиавелли.
§4. Лютер
Глава II. XVII в.
§1. Декарт.
§2. Спиноза.
§3. Гроций.
§4. Гоббс.
§5. Локк.
Глава III. XVIII в.
§1. Этический сентиментализм.
§2. Мандевиль.
§3. Дидро.
§4. Гельвеций.
§5. Руссо.
Глава IV. Немецкая классическая философия XVIII—XIX вв.
§1. Кант.
§2. Гегель.
§3. Фейербах.
Литература.
Раздел седьмой. Европа: XIX—XX вв.
Глава I. Антинормативный поворот в этике.
§1. Шопенгауэр.
§2. Маркс и марксистские традиции.
§3. Ницше.
Глава II. Основные этические учения.
§1. Утилитаризм.
§2. Эволюционная этика.
§3. Прагматизм.
§4. Фрейдизм.
§5. Феноменология.
§6. Экзистенциализм.
§7. Аналитическая этика и метаэтика.
Глава III. Современные дискуссии и тенденции.
§1. Новые споры вокруг старых нормативных программ.
§2. Прикладная этика.
§3. Постмодернизм.
Литература.
Раздел восьмой. Россия.
Введение.
Глава I. Нравоучение средневековой Руси (XI—XVII вв.).
§1. Нравоучение как вид христианского учительства.
§2. Этический «номинализм» нравоучительной литературы.
§3. Этос религиозного подвижничества: аскетизм, святость, юродство.
§4. Христианский этический идеал, мирское благочестие и житейская нравственность.
Глава II. Нравоучительная философия Просвещения (сер. XVIII - первая треть XIX в.).
§1. Секуляризация этической мысли.
§2. Этическое образование. Место этики в системе нравоучительной философии.
§В. Нравственное учение масонства.
§4. Эстетический морализм русских романтиков.
Глава III. Нравственная философия: становление этики как самостоятельной науки (вторая половина XIX в.).
§1. Утилитарная переоценка морали: нигилистический и утопический морализм 60-х годов.
§2. Моральный метод в социологии: социальный морализм народничества (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский).
§3. Этическое «оправдание» христианства: этика «абсолютного добра» Ф.М. Достоевского; этика «непротивления злому» Л.Н. Толстого.
§4. Православно-христианское учение о нравственности: богословский морализм.
§5. «Научное» обоснование этического идеализма: этико-психологический синтез К.Д. Кавелина.
§6. Этико-правовые учения и их роль в становлении автономной этики.
§7. Метафизический поворот в этике (80—90-е годы).
§8. Нравственная философия как система: этика «соборного добра» В.С. Соловьева.
§9. Этические итоги конца XIX в.
Глава IV. Философская этика: от этической автономии к институциональной морали (XX в.).
§1. Этический «ренессанс» начала века (1900-1922).
§2. Основные направления этической мысли.
§3. Пореволюционный этический идеализм в России (1918-1922).
§4. Этический «раскол»: моральная идеология в Советской России и этика русского зарубежья (сер. 20-х — кон. 50-х годов).
§5. Неортодоксальные этические учения в Советской России.
§6. Этика русского зарубежья: основные учения.
§7. Советская этика. Общая характеристика (60—80-е годы).
§8. Российская этика. Основные тенденции развития (90-е годы).
Литература.
Приложение. Этика ненасилия.



Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу История этических учений, Гусейнов А.А., 2003 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу



Скачать - djvu - Яндекс.Диск.
Дата публикации:





Теги: :: ::


Следующие учебники и книги:
Предыдущие статьи:


 


 

Книги, учебники, обучение по разделам




Не нашёл? Найди:





2024-11-21 17:15:53