Обучалка в Телеграм

Введение в социальную философию, учебное пособие, Момджян К.Х., 1997


Введение в социальную философию, Учебное пособие, Момджян К.Х., 1997.

Что такое социальная философия? Научный анализ общества «как оно есть» или проповедь о том, каким ему следует быть? Чего ждать от философа: знаний об устройстве общества или рецептов достойного поведения в нем? Существуют ли универсальные алгоритмы общественной жизни, единые для Древнего Египта и современной цивилизации?

Каковы механизмы и формы социокультурного изменения, имеет ли человеческая история направленность и смысл?
Эти и другие вопросы издавна волновали философов, обращавшихся к изучению общества, истории и человека. Сопоставляя разные мнения и подходы, автор знакомит читателя с дискуссионными проблемами социальной философии и философии истории, наиболее актуальными на современном этапе общественного развития.

Введение в социальную философию, Учебное пособие, Момджян К.Х., 1997


Раздел 1. Природа социально-философского познания.
Глава 1. ВОЗМОЖНА ЛИ НАУЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА?
1 НЕСКОЛЬКО ВВОДНЫХ СЛОВ О ФИЛОСОФИИ И ФИЛОСОФАХ.

Бесспорно, что важнейшим условием успешного изучения социальной философии является элементарная охота к учебе. Но это не значит, что каждый пожелавший учиться непременно добьется успеха. Есть и другие условия, о которых мы должны предупредить. Дело в том, что знакомство с социально-философскими идеями требует самой серьезной самостоятельной работы ума. Нам предстоит столкнуться со знанием, которое нельзя заучить на манер таблицы умножения, аксиом геометрии и прочих общепризнанных истин, которыми наполнены учебники физики, химии или математики. По ряду особых причин ни социальная философия, ни общая социология не могут похвалиться большим числом таких бесспорных истин, которые нуждаются не столько в обсуждении, сколько в усвоении и запоминании.

Напротив, эти области знания представляют собой извечное ристалище умов, сферу острейших идейных споров, в которой нет — или почти нет — безусловно правых и безусловно ошибающихся. Эта особенность теоретического обществознания может нравиться одним и раздражать других. Однако с ней следует считаться как с непреложным фактом, имеющим серьезные последствия. Одно из них — проблемный способ изучения, который требует особой умственной активности. Увы, человек, не привыкший думать самостоятельно, боящийся представить себя арбитром в социально-философских спорах, не извлечет из них серьезной пользы. Конечно, знакомство с ними не будет совсем бесполезным, поскольку любой человек, претендующий на интеллигентность, должен, как говорится в старом анекдоте, «отличать Гегеля от Бебеля» и время от времени ссылаться на них «с ученым видом знатока».

Однако использовать глубины духа как средство поверхностного самоутверждения — столь же глупо, как хранить картофель в беккероввсом рояле. Философская мысль способна дать людям неизмеримо большее — но только тем, кто не боится самостоятельного духовного труда, открыт раздумьям и сомнениям, позволяющим оценить тонкий вкус философии, ее неповторимое интеллектуальное очарование. Попробуем помочь читателю облегчить его задачу кратким рассказом о том, что представляет собой социальная философия. Ответ на этот вопрос, естественно, зависит от понимания философии как таковой — той системы мышления, частью которой являются философские суждения об обществе и истории. Обратимся к рассмотрению этого вопроса, имеющего тысячелетнюю историю, но до сих пор вызывающего жаркие споры.

В повседневной речи мы используем слово «философия», вкладывая в него самое различное содержание. Нередко оно бывает ругательным, когда мы просим праздно болтающего человека перестать «философствовать» и перейти, наконец, к сути дела. Иначе оно звучит, когда мы говорим о «философии спорта» или «философии образования», имея в виду самые общие, глубокие принципы, проявляющиеся в различных человеческих занятиях. Увы, столь же неодинаково понимают философию и сами профессиональные философы. Может показаться странным, но именно вопрос — что такое философия? — является одной из наиболее спорных ее проблем. Уже много лет — с тех пор, как философию перестали считать «мудростью вообще» (включающей в себя и риторику софистов, и геометрию Пифагора, и физику Архимеда — короче, все выходящее за рамки повседневного обыденного мышления), — ее представители спорят о своих задачах и способах их достижения.

Характерно, что спор идет не о частностях или нюансах — он затрагивает самые фундаментальные проблемы и прежде всего вопрос о концептуальном статусе философии, ее месте в системе человеческого сознания. Обладает ли философия собственными целями, позволяющими рассматривать ее как самодостаточное духовное образование, не сводимое к иным подсистемам сознания — науке, искусству, религии, морали? Если да, то каково системообразующее основание целостности философского мышления? Если нет, то к какой из подсистем сознания следует отнести философию? Можно ли считать ее разновидностью научного познания с присущим ему холодным аналитическим мышлением о мире? Или философия более похожа на своеобразную форму эстетического творчества — искусство яркой, образной, парадоксальной мысли? Может быть, она представляет собой разновидность морального сознания, советующего людям, как и ради чего стоит жить в этом мире, или религиозный дискурс — рассудочное обоснование веры (в той мере, в какой она нуждается в таком обосновании и допускает его) [1]? Сложность ситуации состоит в том, что история философии дает определенные аргументы сторонникам каждой из этих и подобных точек зрения.

Среди людей, именовавших себя философами и признававшихся таковыми, без труда обнаружимы трезвые аналитики, гармонично сочетавшие занятия философией с разработкой оптики, механики, математики и прочих наук. С другой стороны, философ нередко представал в образе мудреца, не связанного в своем мышлении строгой предметно-концептуальной дисциплиной, и даже оракула, изрекавшего таинственные, туманные заклинания. Грани между философом и художником, философом и священником, явные в одних случаях, становились зыбкими в других; университетская основательность суждений уступала место салонному красноречию и остроумию и т.п. Иными словами,
знакомство с историей философии дает немалые основания утверждать, что в истории человеческой культуры отсутствует единый универсальный шаблон философствования.

Известно, что множество школ и направлений, относивших себя к философии, обладали и обладают весьма различной познавательной ориентацией. Поиск общего знаменателя между философскими интересами Сократа и Локка, Конта и Кьеркегора, Гегеля и Ницше, Витгенштейна и Камю — дело, увы, более чем сложное. Онтологическая картина мира или проблемы теории познания, занимавшие одних, были абсолютно безразличны другим, искавшим, к примеру, универсальные рецепты человеческого счастья или идеал абсолютной красоты. Различие подобных ориентации достигает такой степени, что можно с высокой вероятностью предположить, что единственной формой полноценного профессионального диалога между многими крупными философами стал бы лишь вопрос о сути философствования, чреватый взаимными обвинениями и отлучениями от «подлинной философии». Нужно сказать, что разные мыслители по-разному относятся к такой предметной неопределенности, царящей в философии.

Часть из них смирилась с ней и полагает, что реалии человеческой культуры заставляют нас признать существование многих философий, которые помимо общего названия объединены в лучшем случае лишь неким трудноуловимым «стилевым единством», позволяющим отличить философский дискурс от религиозной догматики, чистых форм искусства или бытового морализирования. Что же касается идейного содержания разных школ и направлений, именующих себя философскими, то здесь мы сталкиваемся с неустранимым проблемно-тематическим плюрализмом ориентации, делающим бессмысленными попытки их концептуальной унификации [2]. Единого предмета философии нет — или же он исторически изменчив, меняется на разных этапах ее существования, имеющих свои несовместимые предметные приоритеты.

Другие философы, напротив, верят в существование универсальной модели философии с единым предметом и обязательным для всех набором проблем [3]. Те же концепции, которые не укладываются в прокрустово ложе шаблона, без колебаний объявляются лжефилософией или «предфилософией», стремящейся к искомому идеалу, но еще не достигшей его. Беда лишь в том, что разные школы предлагают взаимоисключающие образы такой идеальной философии и соответственно альтернативные списки «лжефилософов» при минимальном числе общепризнанных авторитетов. Какая же из этих позиций ближе к истине? Сколько философий существует в истории — одна или несколько? Очевидно, что без ответа на этот вопрос попытка создания учебного пособия по философии (и социальной философии, в частности) окажется бессмысленной. Это вынуждает нас высказать свою точку зрения, не претендуя, естественно, на окончательное решение этой сложнейшей проблемы. Ее рассмотрение мы начнем с анализа двух наиболее распространенных точек зрения на философию, издавна полемизирующих друг с другом.

СОДЕРЖАНИЕ.

ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ КОМУ И ЗАЧЕМ НУЖНА СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ?
1. Программа реабилитации
2. Прагматизм против философии общества
3. Социальная философия и российский менталитет
4. Есть ли польза от социальной философии?
Примечания к вводному разделу
РАЗДЕЛ 1. ПРИРОДА СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО ПОЗНАНИЯ
Глава 1. Возможна ли научная философия общества?
1. Несколько вводных слов о философии и философах
2. Наука как рефлективное познание действительности
4. Ценностное понимание мира
5. Ценностная и рефлективная формы философствования
Глава 2. Предмет социальной философии: постановка проблемы
1. Гамлетовский комплекс в обществознании: что такое «метоспазм»?
2. О событийности структур и структурированности событий
3. Возможна ли единая философия общества?
Примечания к разделу 1
РАЗДЕЛ 2. КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ
Глава 1. Социум
1. Понятие социума
2. Проблема «надорганической реальности» в структуре философского знания
Глава 2. Общество
1. Общество в отличие от социума
2. Системный взгляд на общество: исходные определения
3. Аспекты системного рассмотрения общества
4. Уровни системного рассмотрения общества
5. Несколько слов о социологии
Глава 3. История
1. Понятие истории
2. История, историки и философия истории
Примечания к разделу 2
РАЗДЕЛ 3. СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Глава 1. Субстанциальный подход в социальном познании
1. Как отличать общество от природы?
2. Недостаточность субстратного и функционального подходов
3. Устарело ли понятие «субстанция»?
4. Формообразования социальной субстанции: постановка проблемы
Глава 2. Субстанция деятельности: первичные определения
1. Предметность социального. Проблема субстанциальных редукций
2. Что такое активность?
3. Деятельность как целесообразный адаптивный процесс
4. Информационная специфика деятельности, или Что мы называем сознанием?
5. Орудийная специфика деятельности
Глава 3. О «Клеточке» социальной субстанции или С чего начинать анализ деятельности
1. О «логомахии» и «логомахах»
2. Об «значительности» социального действия
Примечания к разделу 3
РАЗДЕЛ 4. ВСЕОБЩИЕ НАЧАЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ
Глава 1. Структура социального действия
1. Субъект и объект действия: первичные характеристики
2. Существует ли все же объект без субъекта?
Глава 2. Как и чем детерминированы наши действия?
1. Сознание как регулятор социального поведения: проблема «свободы воли» 2 «Материализм» и «идеализм» в трактовке человеческой деятельности
3. Потребности и интересы социального субъекта
Примечания к разделу 4
РАЗДЕЛ 5 КАК УСТРОЕНО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО?
Глава 1. Еще раз уточним понятия
1. Общество: реальность или универсалия?
2. Является ли общество интегративным субъектом?
3. Общество как реальная группа людей
3. Общество как самодостаточная социальная группа
Глава 2. «Анатомия» общества
Принципы «социальной статики»
Как выжить на необитаемом острове?
Элементы общественной жизни
Типы совместной деятельности людей
Компоненты общественной жизни. Основания групповой дифференциации общества
Глава 3. Функциональная организация общества
1. Философские принципы «социальной физиологии»: постановка проблемы
2. Принцип субстанциальности сознания: еще раз о полемике материализма и идеализма
3. Детерминационные зависимости между типами совместной деятельности
4. Детерминационные зависимости в системе общественных отношений
Примечания к разделу 5



Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Введение в социальную философию, учебное пособие, Момджян К.Х., 1997 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу



Скачать - doc - Яндекс.Диск.
Дата публикации:





Теги: :: ::


 


 

Книги, учебники, обучение по разделам




Не нашёл? Найди:





2024-12-21 23:30:59