Полифония, Дубравская Т.Н., 2020.
В учебнике дается краткий обзор истории контрапункта, рассматриваются основные виды и технические приемы полифонии, теория и история фуги, принципы современной полифонии.
Предназначается для студентов исполнительских факультетов высших музыкальных учебных заведений (консерваторий, академий, институтов и др.); может быть использован студентами композиторских и историко-теоретических факультетов, а также учащимися музыкальных училищ.
Полифония строгого СТИЛЯ.
Полифония так называемого строгого стиля (письма), созданная крупнейшими композиторами эпохи Ренессанса (XV— XVI вв.) — одно из важнейших явлений в истории музыки. Именно на базе контрапункта строгого письма формировались музыкально-педагогические принципы Нового времени, и вплоть до наших дней полифония строгого письма — существенная часть профессионального фундамента в музыкальном образовании композиторов.
Крупнейшие представители — нидерландские мастера последней трети XV — первой трети XVI в. (Дюфаи, Окегем, Обрехт, Изаак, Жоскен), Палестрина, Лассо (оба работали во второй половине XVI в.). Основные жанры — вокально-хоровые: мессы, мотеты, шансон, во второй половине XVI в. также мадригалы, к концу столетия — инструментальные ричерка-ры, канцоны, фантазии, токкаты.
Полифония строгого письма преемственно связана с предшествующей музыкальной эпохой. Сохраняются многие прежние творческие установки: в тематической области — система cantus prius factus, в ладовой — система восьми григорианских ладов (расширенная в XVI в. до двенадцати), в композиционной — сочинение на cantus firmus, в вертикали — сложение многоголосия из интервальных пар (целое понимается как сумма нескольких двухголосных «каркасов»).
ОГЛАВЛЕНИЕ.
От автора.
Введение.
§1. Полифония — музыкально-теоретическая дисциплина.
§2. Классическое определение понятия полифонии.
§3. Полифония как склад музыкальной фактуры.
§4. Виды полифонии.
§5. Переосмысление понятия «полифония» в XX в.
§6. Музыкально-исторические традиции и полифония XX в.
§7. Важнейшие установки современного учебного курса полифонии.
Глава первая Из истории полифонии.
§1. Ранние этапы в истории западноевропейской полифонии.
Ars antiqua.
Органум.
Органум Перотина «Viderunt omnes».
Концепция вертикали.
Мотет XIII в.
Мотет «Bele Isabelot».
Вертикаль.
Рондель.
Рота. «Летний канон».
Ars nova.
Мензуральная нотация.
Изоритмия.
Месса Г. де Машо: Kyrie I.
Каноны в светской музыке. Рондо Машо «Мой конец — мое начало».
§2. Полифония строгого стиля.
Концепция вертикали.
Месса Я. Обрехта «Sub tuum praesidium».
Каноны.
Agnus Dei III из мессы Жоскена «L’homme arme» (sexti toni). Сложный контрапункт.
Фугированный принцип.
§3. Полифония свободного стиля.
Новая концепция музыкального творчества.
Концепция вертикали.
Основные этапы в истории полифонии свободного письма.
Переход от строгого стиля к свободному.
Ричеркар. Канцона. Раннебарочная фута.
Утверждение основных норм свободного письма: предбаховская полифония.
Полифонические жанры в инструментальной музыке И. Пахельбеля.
Полифонические жанры в инструментальной музыке Д. Букстехуде.
Классика полифонии свободного письма.
Особенности полифонического стиля Г.Ф. Генделя.
Особенности полифонического стиля И.С. Баха.
Прелюдия И.С. Баха из Сюиты №2 для виолончели соло.
§4. Полифония в Новейшей музыке.
Понятие «авангард».
Авангард и «серийное мышление».
Историческая преемственность серийного мышления.
Линейность и серийное мышление.
Серийная диспозиция и ее фактурная реализация (распределение серии по голосам).
Общие основы контрапунктической серийной композиции.
Серия.
Мелодические формы (виды) серии.
Транспозиции мелодических видов серии.
Фактурная реализация серии в многоголосном сочинении. Серийная диспозиция.
Прелюдия А. Шёнберга из Сюиты ор. 25.
Практические рекомендации к написанию додекафонной инвенции.
Глава вторая Сложный контрапункт.
§1. Общие понятия.
Значение термина контрапункт.
Принципы контрапунктирования.
Простой и сложный контрапункт.
Первоначальное и производное соединения.
§2. Виды сложного контрапункта.
§3. Вертикально-подвижной контрапункт.
Прямые и противоположные перестановки.
Обращение интервалов.
Наиболее употребительные виды вертикально-подвижного контрапункта. Их интервальные ограничения.
Показатель интервального перемещения (Index verticalis).
Цифровое обозначение интервалов.
Перемещения голосов.
Фуга И.С. Баха g-moll II.
Вертикальные перестановки в многоголосии.
Тройной контрапункт.
Четверной контрапункт.
Пятерной контрапункт.
Кода финала симфонии «Юпитер» В.А. Моцарта.
Струнный квинтет D-dur В.А. Моцарта.
§4. Горизонтально-подвижной контрапункт.
Вдвойне-подвижной контрапункт.
§5. Контрапункт, допускающий удвоение.
§6. Обратимый контрапункт. Способы интервального преобразования мелодий.
§7. Зеркальный контрапункт.
§8. Ракоходный контрапункт. Вдвойне-обратимый контрапункт.
§9. Контрапункт с ритмическим преобразованием.
Глава третья Имитационная полифония. Канон.
§1. Определение имитации. Ее характеристика.
§2. Виды имитации.
§3. Применение имитаций. Выразительные возможности.
§4. Канон.
Конечный канон.
Бесконечный канон.
Каноническая секвенция.
§5. Канон и музыкальная форма.
Менуэт in Canone из Струнного квинтета c-moll В.А. Моцарта.
§6. «Канон — загадка сфинкса».
Нотация канонов.
Терминология.
Эмблематические каноны.
Глава четвертая Фуга.
§1. Общая характеристика.
§2. Тема фуги.
Характерность темы.
Ладогармонические основы.
Интонационная структура.
§3. Ответ.
Тональность.
Точность имитирования (ответы реальные и тональные).
Виды тональных ответов и условия их применения.
Ответ на однотональную тему.
Ответ на модулирующую тему.
Некоторые особые случаи.
Ответы с изменением исходного лада.
Ответы с мелодико-ритмическим преобразованием.
Ответ в футах XX в.
§4. Противосложение.
Два значения термина.
Удержанное противосложение.
Удержанное противосложение и сложный контрапункт.
Интонационный материал.
Введение противосложения.
§5. Интермедия.
Типы интермедий в баховских фугах.
Тематический материал.
Строение интермедий.
Масштабное соотношение интермедий с темой.
§6. Стретта.
§7. Педаль.
§8. Экспозиция.
Тональный принцип.
Порядок вступления голосов.
Интермедии в экспозиции.
Дополнительные проведения. Контрэкспозиция.
§9. Послеэкспозиционная часть фуги.
Развивающий раздел.
Завершающий раздел.
§10. Многотемные фути.
Глава пятая Из истории фуги.
§1. Композиционные принципы фут И.С. Баха.
Фуга из клавирной Сонаты C-dur (в сравнении с ее первоисточником).
Общая характеристика принципов формообразования в фугах Баха.
Систематика баховских фугированных форм.
Фута d-moll I.
Фуга Fis-dur I.
Kyrie I из Мессы h-moll.
Фуга из Сонаты C-dur для скрипки соло.
Три класса фугированных форм.
§2. Фута в творчестве венских классиков.
Общая характеристика состояния полифонии в эпоху гомофонных форм.
«Большая полифоническая форма».
Фуга в творчестве Й. Гайдна.
Фуга в творчестве В.А. Моцарта.
Клавирные фуги В.А. Моцарта.
Фантазия и фуга C-dur для клавира.
Фуга c-moll для двух клавиров.
Фута в творчестве Л. ван Бетховена.
Поздние фуги.
Фута в финале Сонаты D-dur op. 102 №2 (для фортепиано и виолончели).
Фуга в финале фп. Сонаты №28 A-dur op. 101.
Фуга в финале фп. Сонаты №29 B-dur op. 106.
Фуга в финале фп. Сонаты №31 As-dur op. 110.
Фуги в фортепианных вариациях.
15 вариаций и фуга ор. 35.
33 вариации на тему вальса А. Диабелли ор. 120.
§3. Фута в творчестве композиторов-романтиков.
Программная фуга.
Концертная фуга.
Ф. Лист. Фантазия и фуга на тему В-А-С-Н.
Полифонический цикл прелюдия-фуга. Фуги с хоралом.
С. Франк. Прелюдия, хорал и фуга.
Полифонизация сонатной формы.
Фуги в вариациях.
Фуги — самостоятельные произведения.
Сборники фуг.
§4. Русская фута XIX — первой трети XX в.
М.И. Глинка.
А.Г. Рубинштейн.
П.И. Чайковский.
А.К. Глазунов.
С.И. Танеев.
§5. Фуга в музыке XX в.
Развитие классических традиций.
Фуга в творчестве П. Хиндемита.
Финал Сонаты №3 для фортепиано.
«Ludus Tonalis».
Фута в творчестве Д.Д. Шостаковича.
Прелюдия e-moll ор. 34 №4.
Фута из оратории «Песнь о лесах».
Прелюдия и фуга из Фортепианного квинтета.
24 Прелюдии и фуги ор. 87.
Фуга в творчестве Р.К. Щедрина.
24 Прелюдии и фуги.
Полифоническая тетрадь.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Полифония, Дубравская Т.Н., 2020 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать - pdf - Яндекс.Диск.
Дата публикации:
Теги: учебник по музыке :: музыка :: Дубравская
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
Следующие учебники и книги:
- ГАММА, Сценарии музыкально-развивающих игр по обучению детей 3-6 лет музыкальной грамоте, выпуск 2, Шейн В.А., 2002
- ГАММА, Сценарии музыкально-развивающих игр по обучению детей 3-6 лет музыкальной грамоте, выпуск 1, Шейн В.А., 2002
- Логопедические песенки для детей дошкольного возраста, на стихи Крупенчук-Вознесенской О.И., Крупа-Шушарина С.В., 2010
- Азбука баяниста, Онегин А.Е., 1964
Предыдущие статьи:
- Музыкальная мозаика для фортепиано, 2-3 классы
- Мгновения, Ноты, Песни и романсы из кино- и телефильмов, Таривердиев М.Л., 2017
- Закончилось звонкое лето, Рощина И.М., 2021
- Постановка голоса и развитие вокальных данных детей, методическое пособие, Немич Л.А., 2017