Музыкальная грамота и сольфеджио, Долматов Н.А., 1965.
Вторая часть учебника «Музыкальная грамота и сольфеджио», так же как и первая, предназначается для вечерних школ общего музыкального образования и детских музыкальных школ с пятилетним сроком обучения. Кроме того, материал учебника может быть использован в старших классах детских музыкальных школ с семилетним сроком обучения, на вокальных, духовых и народных отделениях музыкальных училищ, в культурно-просветительных училищах и на первых курсах музыкально-педагогических факультетов педагогических институтов.
Вторая часть учебника представляет собой непосредственное продолжение первой части. В ней рассматриваются вопросы хроматики, отклонений и модуляций, сложные, переменные и смешанные размеры, более трудные ритмические фигуры. В качестве примеров во второй части используются одноголосные, легкие двухголосные и трехголосные образцы, а также отрывки с аккомпанементом, которые одновременно должны служить материалом для гармонического анализа.
ШЕСТИДОЛЬНЫй РАЗМЕР.
Шестидольный размер относится к числу сложных размеров.
Сложным размером называется такой, который образуется от слияния двух или нескольких одинаковых простых размеров. Так от слияния двух двухдольных размеров возникает четырехдольный размер, от слияния двух трехдольных размеров — шестидольный размер и т. д.
Каждый простой размер, являющийся составной частью сложного размера, привносит в него свой метрический акцент, благодаря чему в сложном размере образуются сильные и относительно сильные доли времени.
В медленном темпе трехдольность составляющих метров проявляется заметнее; в более быстром движении чередование сильных и относительно сильных долей создает впечатление двухдольного метра, каждая доля которого исполняется триолями.
Тактирование (дирижирование) в сложных размерах основывается на усложнении дирижерских взмахов простых схем.
Оглавление.
От автора.
Краткие методические замечания.
ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
Тема I. Тональности с пятью знаками в ключе.
Тональности Си мажор и соль-диез минор.
Тональности Ре-бемоль мажор и си-бемоль минор.
Тема II. Буквенная система обозначения музыкальных звуков.
Тема III. Тональности с шестью знаками в ключе.
Тональности Фа-диез мажор и ре-диез минор.
Тональности Соль-бемоль мажор и ми-бемоль минор.
Тема IV. Кварто-квинтовые круги тональностей.
Диезные мажорные тональности.
Бемольные мажорные тональности.
Энгармонически равные тональности.
Кварто-квинтовый круг мажорных тональностей.
Кварто-квинтовый круг минорных тональностей.
Тема V Обращения доминантсептаккорда.
Разрешение обращений доминантсептаккорда.
Тема VI. Синкопы.
Внутритактовая двухдольная синкопа.
Междутактовая синкопа.
Внутритактовая трехдольная синкопа.
Другие виды синкоп.
Тема VII. Шестидольный размер.
Группировка в шестидольном размере.
Тема VIII. Гармонический мажор.
Тема IX. Тритоны.
Доминантовые тритоны.
Субдоминантовые тритоны.
Тема X. Характерные интервалы гармонических ладов.
Разрешение характерных интервалов.
Тема XI. Вводные септаккорды или септаккорды VII ступени.
Разрешение септаккордов VII ступени.
Переход септаккорда VII ступени в диссонирующий аккорд доминанты.
Тема I. Хроматические звуки.
Проходящие хроматические звуки.
Вспомогательные хроматические звуки.
Тема II. Отклонения и модуляции.
Отклонения и модуляции в сольфеджировании.
Тема III. Тональности диатонического родства.
Система тональностей диатонического родства к мажору.
Система тональностей диатонического родства к минору.
Тема IV. Хроматическая гамма.
Классический способ написания мажорной хроматической гаммы.
Восходящая мажорная хроматическая гамма.
Нисходящая мажорная хроматическая гамма.
Классический способ написания минорной хроматической гаммы.
Восходящая минорная хроматическая гамма.
Нисходящая минорная хроматическая гамма
Тема V. Септаккорд II ступени (II7).
Разрешение септаккорда II ступени.
Переход септаккорда II ступени в доминантовые гармонии.
Тема VI. Изложение аккордов в четырехголосии.
Мелодическое положение аккорда.
Удвоения в трехзвучных гармониях.
Тема VII. Сольфеджирование с аккомпанементом и примеры для гармонического анализа.
Тема VIII. Сложные размеры — 9/8 и 12/8.
Размер 9/8.
Группировка в размере 9/8.
Размер 12/8.
Тема IX. Переменные размеры.
Тема X. Смешанные размеры.
Пятидольный размер.
ПРИЛОЖЕНИЯ
I. Примерный образец устного экзаменационного билета.
II. Словарь наиболее употребительных иностранных терминов.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Музыкальная грамота и сольфеджио, Долматов Н.А., 1965 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать - djvu - Яндекс.Диск.
Дата публикации:
Теги: учебник по музыке :: музыка :: Долматов :: сольфеджио
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
Следующие учебники и книги:
- Музыкальная педагогика, Кадыров Р.Г., 2009
- Художественно-педагогическое моделирование на уроках музыки, методические указания, Васильева Д.Н., 2011
- Упражнения и Этюды для балалайки, методическое пособие для ССМШ, ДМШ музыкальных училищ и вузов, Иншаков И., 1998
- Цели и ценности музыкального воспитания в современном детском саду, методические рекомендации, Буренина А.И., 2020
Предыдущие статьи:
- Уроки музыкальной литературы, первый год обучения, Ермакова О.К., 2014
- Не надо стесняться, история постсоветской поп-музыки в 169 песнях 1991-2021, Горбачев А., 2021
- Музыка, Оқулық, 1 сынып, Оразалиева М.А., Омарова С.Қ., 2019
- Системный курс гармонии джаза, теория и практика, Рогачев А.Г., 2000