Обучалка в Телеграм

Теория литературы, том 1, Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И., 2004


Теория литературы, Том 1, Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И., 2004.

 Первый том учебного пособия посвящен общим проблемам искусства и категориям эстетики, культурологии и семиотики в изучении художественной литературы (первая часть), а также систематическому изложению понятий и методов теоретической поэтики в анализе различных аспектов литературного произведения — таких, как речь, сюжет, повествование — и характеристике типических структур художественного целого, т. е. рода, жанра и стиля (вторая часть). Стремясь ознакомить читателя с широким спектром мнений по каждому вопросу и помочь ему достичь большей ясности и определенности понятий, авторы в то же время рассматривают теорию литературы как путь и средство проникновения в смысл каждого конкретного художественного произведения.
Для студентов филологических факультетов ВУЗов. Может быть рекомендовано филологам, историкам, культурологам, преподавателям и широкому кругу читателей.

Теория литературы, Том 1, Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И., 2004

Понятие о знаковости искусства.
Художественная литература, которую часто называют «искусством слова», принадлежит к более обширной сфере человеческой деятельности — искусству. Говорить об искусстве приходится в широком и узком значении этого слова.

Во-первых, словом «искусство», происходящим от понятия искушенности, умелости, в русском языке обозначают любое практическое мастерство (например, кулинарное искусство).

Во-вторых, оно служит родовым понятием для таких своеобразных видов деятельности в области духовной культуры, как музыка, живопись, скульптура, театр, кино и, конечно, литература. Эти занятия требуют достижения эстетического
совершенства своих изделий как «рубежа», который, говоря словами Канта, «не может быть отодвинут».

Оглавление
От авторов 3
Введение 4
Часть первая ЛИТЕРАТУРА КАК РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ТЕОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ДИСКУРСА
Глава 1. Семиотическая природа литературы 16
§ 1. Понятие о знаковости искусства 16
1. Искусство слова как вторичная знаковая система 19
2. Понятие о художественном языке (стиле) 24
§ 2. Структура художественного текста 26
1. Структура объектной организации 28
2. Структура субъектной организации 30
3. Структурная схема литературного произведения 32
Глава 2. Эстетическая природа литературы 43
§ 1. Эстетическое отношение 43
§ 2. Эстетическая деятельность 49
1. Целостность художественного мира 51
2. Типы эстетического завершения 54
Глава 3. Коммуникативная природа литературы 77
§ 1. Литература как способ духовного общения 77
§ 2. Коммуникативные стратегии художественного письма 83
1. Референтные компетенции дискурса 84
2. Креативные компетенции дискурса 87
3. Рецептивные компетенции дискурса 90
§ 3. Парадигмы художественности (понятие о литературном процессе) 92
1. Рефлективный традиционализм 94
2. Креативизм 96
3. Модернизм 101
Часть вторая ЛИТЕРАТУРА КАК ПРОДУКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА
Раздел первый. Литература как вид искусства 106
Глава 1. Художественная словесность и другие виды искусства 107
Введение 107
1. Постановка проблемы 107
2. Справочная литература и научная традиция 110
§ 1. Ситуация «Лессинг — Гердер» в истории вопроса 113
1. Лессинг: знаки искусства и подходящая для него предметность 113
2. Гердер: поэзия как «энергетическое» искусство 118
§ 2. Проблема наглядности словесных описаний 120
Глава 2. Слово (речь) как материал художественного произведения 124
§ 1. Особый язык или особое использование обычного языка? 124
1. Первый подход 124
2. Второй подход 129
§ 2. Способы решения проблемы в научной традиции 130
1. Нейтральные определения 130
2. Литературоведческая стилистика против лингвистической 132
3. Лингвистическая стилистика плюс поэтика 134
4. Лингвистический материал — носитель эстетической формы 136
Глава 3. Поэзия и проза 138
§ 1. «Готовый» поэтический образ 142
1. Тропы и фигуры 144
2. Топосы и эмблемы 147
§ 2. Семантически «открытый» поэтический образ 151
1. Постановка проблемы «нериторического» тропа 153
2. Параллелизм, метафора, символ 154
§ 3. Специфика прозаического словесного образа 160
1. Классификация типов прозаического слова 161
2. Два исторических типа идеологического и литературного слова 162
3. Прозаический образ в отличие от образа в поэзии 162
§ 4. Проблема словесного образа в истории науки 163
1. От идеи «особых выражений» к идее «поэтического контекста» 164
2. Ритм, слово и язык в поэзии и прозе (Тынянов, Бахтин и Веселовский) 167
Раздел второй. Структура произведения 172
Введение. Читатель, текст и «внутренний мир» литературного произведения 172
Глава 1. «Рассказанное» событие: мир героя и понятия «сюжетологии» 176
Введение 176
1. «Мир-героя» как эстетическая категория 176
2. «Внутренний» мир произведения и другие, связанные с ним понятия 178
§ 1. Художественное время, пространство, событие 179
1. Взаимосвязь категорий и форм времени и пространства 179
2. Классификации форм времени-пространства с учетом фольклорной и литературной традиции 181
3. Категория события 183
§ 2. Последовательность событий: сюжет и фабула 185
1. Виды событий и способы их оценки 185
2. Варианты последовательности событий и способы разграничения сюжета и фабулы 187
§ 3. Элементы сюжета и источники его развития: ситуация и конфликт (коллизия) 190
§ 4. Сюжет и мотив, комплекс мотивов и сюжетная схема 193
1. Мотив и другие понятия сюжетологии 193
2. Мотив и структура произведения 195
3. Комплекс мотивов и типы сюжетных схем 200
Глава 2. «Событие рассказывания»: структура текста и понятия нарратологии 205
Введение 205
1. Исходное понятие 205
2. Субъект речи и носитель точки зрения 207
§ 1. Компонент и композиция. Точка зрения и перспектива 208
1. Постановка проблемы композиции 209
2. Точка зрения и перспектива 212
§ 2. Повествование и система композиционных форм речи 223
1. Термин «повествование» и классическая риторика 227
2. Повествование, описание и характеристика 227
3. Роль повествования в системе композиционных форм речи 233
§ 3. Повествователь и рассказчик 235
1. Критерии и способы разграничения 235
2. Сравнительная характеристика 240
Глава 3. Автор и герой. Границы художественного мира 242
§ 1. Образ автора и автор-творец 242
§ 2. Герой, персонаж, характер и тип 248
1. Литературный герой как персонаж 249
2. Персонаж, не являющийся героем 252
3. Персонаж-характер 253
4. Персонаж-тип 255
5. Проблема совпадения или несовпадения героя с типом и характером 256
§ 3. Система персонажей и авторская позиция 258
1. Определения основного понятия 259
2. Система персонажей и «язык» типологии героя в фольклоре и литературе 261
Раздел третий. Тип произведения 264
Введение 264
§ 1. Постановка проблемы. Термины и понятия 264
§ 2. «Теоретические» и «исторические» типы произведений 268
I. Род 273
Глава 1. Эпика 276
Введение 276
1. Эпический мир или эпический текст? 277
2. Постановка проблемы единства эпических жанров 279
§ 1. «Родовые» свойства текста эпического произведения 281
1. Взаимоосвещение авторской и чужой речи 281
2. Фрагментарность 286
§ 2. Эпический мир и большая форма. Тип события, структура сюжета 288
1. Эпический тип события 289
2. Структура эпического сюжета 290
§ 3. Малые жанры и проблема эпического субъекта 297
1. Точки зрения субъектов в структуре малых жанров 297
2. Родство больших и малых эпических форм 298
3. Эпическая «зона построения образа» 299
§ 4. К проблеме эпического героя 303
Глава 2. Драма 305
Введение 305
1. Вопрос о константной структуре и исторических изменениях 305
2. Театроведческий и литературоведческий подходы к драме 306
3. Три варианта теорий драмы 306
§ 1. «Зона построения образа» в драме. Катастрофа и катарсис 307
1. Пространство-время драматического события и позиция зрителя 307
2. Событие «завершения» в драме. Катастрофа и катарсис 309
3. Аспекты «завершающего» события (варианты перехода границ) 312
§ 2. Сюжет драмы: выбор судьбы. Завязка, развязка и перипетия 313
1. Свобода выбора и необходимость 313
2. Характеристика понятий, описывающих драматический сюжет 314
§ 3. Пространство-время драматического действия и конфликт 315
1. Ограничение пространства-времени действия и природа конфликта 316
2. «Обрамляющие» ситуации и мир драмы 317
3. Проблема единства действия в «неклассических» вариантах драматических структур 319
4. Итоговое определение драматического конфликта 320
§ 4. Текст драмы. Сценический эпизод и композиция 320
1. Специфика речи в драме в сравнении с эпикой (два подхода к проблеме) 321
2. Основные понятия: их взаимосвязь, определения и применимость 323
3. Сюжетные и внесюжетные функции слова 325
4. Сценический эпизод в качестве компонента 328
§ 5. Герой в драме: драматический характер, роль, тип, амплуа 329
Глава 3. Лирика 333
§ 1. Три теории лирики 333
§ 2. Субъектная структура лирического произведения 341
§ 3. Мир лирического произведения: пространство-время, событие и сюжет 347
1. Рефлексия и лирическое событие 350
2. Проблема лирического сюжета 353
§ 4. Лирическая речь и образные языки лирики 355
II. Жанр 361
Введение 361
§ 1. Универсальная модель жанровой структуры 363
§ 2. Жанровый «канон» и «внутренняя мера» жанра 368
Глава 1. «Твердые» и «свободные» варианты эпической формы 372
§ 1. Варианты большой формы: эпопея и роман 376
1. Незавершенное настоящее и абсолютное прошлое 378
2. Стилистическая трехмерность и слово предания 381
3. «Зона контакта» и абсолютная эпическая дистанция. Образ человека 383
4. Исторический пример «встречи» двух жанров в одном произведении 384
§ 2. Средние формы: новелла, повесть, рассказ 387
1. Канон новеллы и стереотипы повести 388
2. Повесть и роман 394
3. Проблема рассказа 400
Глава 2. Классическая и неклассическая драма 408
Введение 410
§ 1. Комедия с признаками драмы и драма, похожая на комедию («Горе от ума» и «Вишневый сад») 413
§ 2. Драма-трагедия («Гроза» и «Живой труп») 417
§ 3. «Средний» вариант: экспериментальная драма-диспут («На дне») 426
Глава 3. Проблемы динамики лирических жанров 431
§ 1. Идиллия и другие жанры (элегия и послание) 433
§ 2. Баллада 439
III. Стиль 443
Введение 443
1. Этимология и сфера употребления 443
2. Два аспекта проблемы стиля 444
3. Обзоры теорий и типологий стиля 445
Глава 1. Стиль литературного произведения 446
§ 1. Автор и стиль произведения 446
1. «Лицо» («типическое своеобразие») 446
2. Системность особенностей или «примет» 449
3. Телеологическое соотношение «облика формы» и принципа, определяющего этот облик 450
§ 2. Автор и традиция 455
1. Стиль я традиция внехудожественного словоупотребления 455
2. Стиль я традиция художественного словоупотребления 456
3. Итоговое определение стиля 456
Глава 2. Чужой стиль в литературном произведении 457
Введение 457
1. Постановка вопроса 457
2. Состояние вопроса в науке 459
§ 1. Проблема художественной реакции на чужой стиль у Бахтина и Тынянова 460
1. Стилизация, подражание и стиль 460
2. Стилизация и пародия 461
3. Стилизация и вариация 461
4. Пародия 463
§ 2. Формы освоения чужого стиля и их разновидности в истории литературы 465
1. Подражание и стилизация 465
2. Пародия и вариация 469
Литература 474
Предметный указатель 486
Указатель имен авторов и названий художественных произведений 492.



Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Теория литературы, том 1, Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И., 2004 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу



Скачать книгу Теория литературы, Том 1, Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И., 2004 - pdf - Яндекс.Диск.
Дата публикации:





Теги: :: :: ::


Следующие учебники и книги:
Предыдущие статьи:


 


 

Книги, учебники, обучение по разделам




Не нашёл? Найди:





2024-10-14 15:31:44