Обучалка в Телеграм

Теория жанра, Научное издание, Лейдерман Н.Л., 2010


Теория жанра, Научное издание, Лейдерман Н.Л., 2010.

   Монография H.Л. Лейдермана, доктора филологических наук, профессора Уральского государственного педагогического университета (г. Екатеринбург), представляет собой опыт построения системной теории жанра. Дается обоснование представления о функциях жанра как фундаментального художественного закона, разработана теоретическая модель жанра. Выявляются особенности построения «образа мира» в основных жанрах эпоса, лирики и драмы. Раскрывается значение жанра как одного из важнейших механизмов историко-литературного процесса: характеризуются системы жанров больших историко-литературных циклов (культурных эр, литературных эпох), анализируются жанровые процессы в русской литературе XX века. Эвристический потенциал теоретических положений выверяется монографическими разборами целого ряда выдающихся произведений русской литературы.
Книга предназначена для литературоведов-исследователей, студентов-филологов, учителей-словесников и читателей, интересующихся проблемами художественного творчества.

Теория жанра, Научное издание, Лейдерман Н.Л., 2010


Определение «неопределенности».
Возвращаясь к проблеме изобразительности словесного образа, нельзя обойти вопрос о его так называемой «неопределенности», а точнее - о том, что его нельзя сводить к буквальной предметности, что границы изображения в образе как бы размыты, допуская «миметическую» условность и смысловую отвлеченность. Недавно об этом качестве поэтического изображения напомнил поэт Евгений Рейн в статье, которая так и называется «Поэзия и “вещный мир”». Как известно, эту категорию ввела в научный обиход выдающийся теоретик Л.Я. Гинзбург, но нам здесь ценно суждение поэта-практика: «Вещный мир, безусловно, присутствует во всякой поэзии», - пишет автор и дает, в сущности, сжатый очерк истории экспансии пластической изобразительности в русской поэзии от Державина до Бродского. Из своих наблюдений Е. Рейн делает выводы, которые могли бы украсить учебник по теории литературы: «Высшая инстанция вещи - то, что Мандельштам назвал Психея или Логос, - она, безусловно, выше, чем просто наименование <...>. Использование предметного мира, пейзажного мира должно быть остановлено на некоей грани многозначнологического употребления вещей. Поэт всегда должен иметь в виду эту Психею вещи, но не в символистическом смысле, когда роза - это не только роза, но и мистическая роза как небесный знак, а в более разнообразном, художественном смысле этого слова. Надо все время помнить, что мы оперируем душевной частью нашего словаря, Психеей, и она, сочетаясь с Логосом по мере создания текста, создает сверхтекст, который и является окончательной задачей стихотворения».

Е. Рейн охарактеризовал в высшей степени существенное качество не только поэтического, но и любого иного словесного образа. Во-первых, он создает пространство довоображения и домысливания для читателя. Во-вторых, размыкает материально-телесные границы образа, позволяет сопрягать натуральную предметность с условным воображением, что дает эстетическую смысловую подсветку образу. В-третьих, «размытость» границ словесного образа - где жизнеподобное переходит в условное, телесное в духовное - создает вокруг предметного изображения ауру, духовный ореол, выводя к обобщающим, субстанциональным (как говорил Гегель) значениям.

Оглавление.
От автора.
Введение.
Спор о жанре не окончен: старые и новые концепции (Состояние вопроса).
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ ЗАКОНЫ ЖАНРА.
Глава I. Функциональный аспект жанра.
1. Литературный текст и художественное произведение.
1.1. О конститутивных свойствах художественного текста.
1.2. Об образотворческих стратегиях: «образ в слове» - «образ посредством слова».
1.3. Определение «неопределенности».
1.4. Произведение - многослойная знаковая система.
2. Художественное произведение — «образ мира».
2.1. «Образ мира» - «сокращенная Вселенная».
Глава II. Генетический аспект жанра.
1. О структуре и семантике мифа.
2. От мифа к литературе: концепции О.М. Фрейденберг и Н. Фрая.
3. М.М.Бахтин: «неумирающая архаика жанра».
4. «Память жанра» как художественный закон.
Глава III. Структурный аспект жанра.
1. Принципы художественного «миросозидания».
2. Теоретическая модель жанра.
Глава IV О чём «помнит» жанр?.
1. Актуализация памяти архаических жанров (А. Ахматова «Реквием»).
2. Пастораль против Апокалипсиса (В. Астафьев «Пастух и пастушка»).
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ В ЖАНРОВЫХ МИРАХ.
История литературы и жанр (К постановке проблемы).
Глава I. Факторы жанра.
Глава II. Событие бытия (Жанры с эпической доминантой).
1. Рассказ: жанр и концепция личности.
1.1. Горизонты «монументального рассказа» (М. Шолохов «Судьба человека»).
1.2. Драматизированные рассказы В. Шукшина: «чудик» и мироздание.
1.3. Емкость малого жанра.
2. Поэтика новеллистического цикла (Мир как «мозаика»).
2.1. Цикл И. Бабеля «Конармия» как художественное целое.
2.2. Художественная завершенность и эвристические возможности жанра.
3. Повесть: потенциал жанра.
3.1. «Городские повести» Юрия Трифонова.
2.2. «Пределы жанра» и его самосохранение.
4. Роман: поиски «всеобщей связи явлений».
4.1. «Даль свободного романа» как теоретическая проблема.
4.2. Сходство несходного (Роман К. Федина «Города и годы»).
4.3. Опыт несостоявшегося синтеза (Трилогия К. Симонова «Живые и мертвые»).
Глава III. Лирические жанры: в «царстве субъективности».
1. О специфике лирических жанров.
2. Полемика с жанровым стереотипом (М. Светлов «Гренада»).
3. Лирический метажанр.
3.1. Лирический метажанр: явление и понятие.
3.2. Элегия - эстетический модус и поэтика мирообраза.
3.3. Элегия как «старший жанр».
3.4. «Запрокинув лицо в небосвод.» (Элегическая лирика Н. Заболоцкого).
4. Книга стихов как жанровое единство (О. Мандельштам «Камень»).
Глава IV. Драматургия: мир в зеркале сцены.
1. Константы драматического рода.
2. Действие в философской драме («На дне» М. Горького).
3. Драматургия Н. Коляды: от трагифарса к «малоформатной» мелодраме.
4. Необходимый post scriptum.
Глава V Диахрония жанров и логика постижения времени.
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ ИСТОРИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ЖАНРОВ.
Глава I. О цикличности историко-литературного процесса.
1. К типологии историко-литературных систем.
2. Диахронные историко-литературные мегасистемы.
3. Проблемы циклизации историко-литературного процесса.
Варианты циклизации.
Глава II. Космографии и Хаографии.
1. Космос и Хаос как мегамодели мира.
2. Культурные эры и космографические системы.
3. Хаографии переходных эпох.
Глава III. Космографии Нового времени (XVIII-XIX вв.).
1. Литературные направления и системы жанров.
2. Жанровые системы литературных направлений Нового времени.
3. Литературные течения как жанровые подсистемы.
4. Пушкин: мышление жанрами.
РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ XX ВЕК: ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СТРАТЕГИИ И ЖАНРОВЫЕ ПРОЦЕССЫ.
Глава I. XX век - эпоха переходного типа.
Глава II. Проблема жанра в модернизме и авангарде.
1. Модернизм и авангард: испытание жанра или испытание жанром?
2. Человек и антимир в экспрессионистской оптике (Поэма В. Маяковского «Облако в штанах»).
3. Сюрреалистическое мировосприятие и жанр «гиперлирической» поэмы (М.Цветаева «Поэма Воздуха») (В соавт. с О.А.Скриповой).
Глава III. Жанровый облик соцреалистической стратегии.
1. Соцреалистический метажанр (В соавт. с Е.Н. Володинои).
2. Под маской соцреализма (Роман JI. Леонова «Русский лес»).
3. По принципу антисхемы («В круге первом» А. Солженицына: диалог с каноном «производственного романа»).
Глава IV. Жанр в постреализме: опыт моделирования хаосмоса.
1. Генезис и становление постреалистической художественной стратегии.
1.1. 1910-е годы: поиски синтеза реализма и символизма.
1.2. 1920-е годы - релятивизация мифологем: рассказ Е. Замятина «Наводнение».
1.3. Роман-миф: профанное и сакральное в романе Д. Джойса «Улисс».
1.4. Кристаллизация нового творческого метода: М. Бахтин, О. Мандельштам, А. Камю.
2. Вторая половина XX века: формирование жанровой системы постреализма.
2.1. Новые версии Священных книг: «Доктор Живаго» - Евангелие от Бориса Пастернака.
2.2. Колыма и Культура: «Колымские рассказы» В. Шаламова как жанровый феномен.
3. Постреализм и опыт постмодернизма: релятивизация паралогических компромиссов (В соавт. с М.Н. Липовецким).
3.1. Парадоксы позднего Катаева.
3.2. Жизнь в «фантиках»: роман М. Харитонова «Линии судьбы, или Сундучок Милашевича».
3.3. Паралогии Л. Петрушевской и В. Маканина.
3.4. Паралогия «Человек и Бог» в лирике В. Блаженного и И. Бродского.
4. Литературное направление и художественная философия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ.



Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Теория жанра, Научное издание, Лейдерман Н.Л., 2010 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу



Скачать - pdf - Яндекс.Диск.
Дата публикации:





Теги: :: ::


Следующие учебники и книги:
Предыдущие статьи:


 


 

Книги, учебники, обучение по разделам




Не нашёл? Найди:





2024-11-18 00:16:34