Логические исследования, Том 1, Пролегомены к чистой логике, Гуссерль Э., 2011

Логические исследования, Том 1, Пролегомены к чистой логике, Гуссерль Э., 2011.

   «Логические исследования» (1900-1901) Эдмунда Гуссерля являются отправной точкой феноменологического движения. Первый том этого труда «Пролегомены к чистой логике » посвящен критике господствовавших на рубеже XIX-XX вв. направлений в теории познания. Главной болезнью философии своего времени Гуссерль называет психологизм — современные ему проекты психологического обоснования логико-математического и философского знания. На примере ведущих логических учений второй половины XIX в. он доказывает, что психологическое и в целом эмпирическое обоснование науки упускает качественное различие между эмпирическим и идеальным познанием, игнорирует особый статус логико-математических законов, ведет к релятивизму в теории познания. В конце первого тома Гуссерль формулирует программу собственного «Наукоучения» — новой науки о науке, нацеленной на исследование априорных условий возможности научного познания. Критика психологизма Гуссерля инициировала широкую дискуссию, в которую было вовлечено большинство ведущих философов начала XX в.

Логические исследования, Том 1, Пролегомены к чистой логике, Гуссерль Э., 2011


Теоретическое несовершенство отдельных наук.
Из повседневного опыта мы знаем, что художник, искусно обрабатывая свой материал или высказывая решительные и зачастую верные суждения о ценности произведений своего искусства, лишь в исключительных случаях исходит из теоретического знания законов, предписывающих ходу практической деятельности ее направление и порядок и вместе с тем определяющих мерила ценности, согласно которым испытывается совершенство или несовершенство законченного произведения. Художник-творец по большей части не способен дать нам надлежащие сведения о принципах своего искусства. Он творит, не согласовываясь с принципами, и оценивает, не согласовываясь с ними. В своем творчестве художник следует внутреннему побуждению своих гармонически развитых сил, в суждении — своему тонко развитому художественному чутью и такту.

Но так обстоит дело не только в изящных искусствах — мысль о которых напрашивается здесь прежде всего, — но и в искусствах вообще, беря это слово в самом обширном его значении. Это применимо, следовательно, также к научному творчеству и к теоретической оценке его результатов — научного обоснования фактов, законов, теорий. Даже математик, физик, астроном для выполнения наиболее значительных своих научных работ также не нуждается в постижении последних основ своей деятельности. И хотя полученные результаты обладают для него и других значением разумного убеждения, он все же не может утверждать, что всюду выяснил последние предпосылки своих умозаключений и исследовал принципы, на которых основывается правильность его методов. Но с этим связано несовершенное состояние всех наук.

Оглавление.
Предисловие (B. И. Молчанов).
Предисловие.
Предисловие ко второму изданию.
Введение.
§1. Спор о дефиниции логики и сущностном содержании ее учений.
§2. Необходимость нового обсуждения принципиальных вопросов.
§3. Спорные вопросы. Предстоящий путь исследования.
Первая глава. Логика как нормативная и в частности, как практическая дисциплина.
§4. Теоретическое несовершенство отдельных наук.
§5. Теоретическое восполнение отдельных наук метафизикой и наукоучением.
§6. Возможность и правомочность логики в качестве наукоучения.
§7. Продолжение. Три важнейшие особенности обоснований.
§8. Отношение этих особенностей к возможности науки и наукоучения.
§9. Методические приемы наук суть, отчасти обоснования, отчасти вспомогательные средства для обоснования.
§10. Идеи теории и науки как проблемы наукоучения.
§11. Логика или наукоучение как нормативная дисциплина и как практическое руководство.
§12. Соответствующие дефиниции логики.
Вторая глава. Теоретические дисциплины как основа нормативных.
§13. Спор о практическом характере логики.
§14. Понятие нормативной науки. Основное мерило или принцип, придающий ей единство.
§15. Нормативная дисциплина и практическое руководство.
§16. Теоретические дисциплины как основа нормативных.
Третья глава. Психологизм, его аргументы и его позиция в отношении к обычным возражениям.
§17. Спорный вопрос. Относятся ли существенные теоретические основы логики и психологии?.
§18 Аргументация психологистов.
§19. Обычные аргументы противного лагеря и их психологистская нейтрализация.
§20. Пробел в аргументации психологистов.
Четвертая глава. Эмпирические следствия психологизма.
§21. Характеристика двух эмпирических следствий психологистской точки зрения и их опровержение.
§22. Законы мышления как предполагаемые естественные законы, которые в своем изолированном действии являются причиной разумного мышления.
§23. Третье следствие психологизма и его опровержение.
§24. Продолжение.
Пятая глава. Психологические интерпретации логических принципов.
§25. Закон противоречия в психологистской интерпретации Милля и Спенсера.
§26. Психологическая интерпретация принципа у Милля дает в результате не закон, а совершенно неопределенное и научно не подтвержденное опытное положение.
Приложение к двум последним параграфам.
О некоторых принципиальных погрешностях эмпиризма.
§27. Аналогичные возражения против остальных психологических интерпретаций логического принципа. Эквивокации как источник заблуждения.
§28. Мнимая двусторонность принципа противоречия, в силу которой его надо понимать как естественный закон мышления и как нормативный закон его логической регламентации.
§29. Продолжение Учение Зигварта.
Шестая глава. Силлогистика в психологическом освещении. Формулы умозаключения и химические формулы.
§30. Попытки психологической интерпретации законов силлогистики.
§31. Формулы умозаключения и химические формулы.
Седьмая глава. Психологизм как скептический релятивизм.
§32. Идеальные условия возможности теории вообще. Строгое понятие скептицизма.
§33. Скептицизм в метафизическом смысле.
§34. Понятие релятивизма и его разветвления.
§35. Критика индивидуального релятивизма.
§36. Критика видового релятивизма и, в частности, антропологизма.
§37. Общее замечание. Понятие релятивизма в более широком смысле.
§38. Психологизм во всех своих формах есть релятивизм.
§39. Антропологизм в логике Зигварта.
§40. Антропологизм в логике Б. Эрдмонна.
Восьмая глава. Предрассудки психологизма.
§41. Первый предрассудок.
§42. Пояснительные соображения.
§43. Обзор идеалистических контраргументов. Их недостатки и их верный смысл.
§44. Второй предрассудок.
§45. Опровержение: также чистая математика стала бы ветвью психологии.
§46. Область исследования чистой логики, подобно области чистой математики, идеальна.
§47. Основные логические понятия и смысл логических положений подтверждают наши указания.
§48. Решающие различия.
§49. Третий предрассудок. Логика как теория очевидности.
§50. Преобразование логических положений в эквивалентные положения об идеальных условиях очевидности суждения. Получающиеся положения не суть психологические.
§51. Решающие пункты в этом споре.
Девятая глава. Принцип экономии мышления и логика.
§52. Введение.
§53. Телеологический характер принципа Маха-Авенариуса и научное значение экономики мышления.
§54. Более подробное изложение правомерных целей экономики мышления, главным образом в сфере чисто дедуктивной методики. Их отношение к логическому практическому руководству.
§55. Экономика мышления не имеет значения для чистой логики и учения о познании. Ее отношение к психологии §56. Продолжение: обоснования чисто логического через экономику мышления.
Десятая глава. Заключение критических исследований.
§57. Размышления ввиду возможных ошибочных трактовок наших логических устремлений.
§58. Точки соприкосновения с ветхими мыслителями прошлого и прежде всего с Кантом.
§59. Точки соприкосновения с Гербартом и Лотце.
§60. Точки соприкосновения с Лейбницем.
§61. Необходимость детальных исследований для теоретико-познавательного оправдания и частичного осуществления идеи чистой логики.
Приложение.
Указания на Ф.А. Ланге и Б. Больцано.
Одиннадцатая глава. Идея чистой логики.
§62. Единство науки. Связь вещей и связь истин.
§63. Продолжение. Единство теории.
§64. Существенные и внесущественные принципы, дающие науке единство. Абстрактные, конкретные и нормативные науки.
§65. Вопрос об идеальных условиях возможности науки, соответственно, теории вообще.
А. Вопрос в отношении актуального познания
§66. В. Вопрос в отношении содержания познания.
§67. Задачи чистой логики. Во-первых: фиксация чистых категорий значения, чистых предметных категорий и их закономерных усложнений.
§68. Во-вторых: законы и теории, коренящиеся в этих категориях.
§69. В-третьих: теория возможных форм теорий или чистое учение о многообразии.
§70. Пояснения к идее чистого учения о многообразии.
§71. Разделение труда. Работа математиков и работа философов.
§72. Расширение идеи чистой логики. Чистое учение о вероятности как чистая теория опытного познания.
Предисловие редактора русского издания (С.Л. Франк).
«Пролегомены к чистой логике» Э. Гуссерля и спор о психологизме (B.A. Куренной).
Рецепция «Пролегомен».
Исторический контекст «Пролегомен».
Послесловие редактора первого тома «Логических исследований» (Р.А. Громов).



Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Логические исследования, Том 1, Пролегомены к чистой логике, Гуссерль Э., 2011 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать файл № 1 - pdf
Скачать файл № 2 - djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу



Скачать - djvu - Яндекс.Диск.

Скачать - pdf - Яндекс.Диск.
Дата публикации:





Теги: ::


Следующие учебники и книги:
Предыдущие статьи:


 


 

Книги, учебники, обучение по разделам




Не нашёл? Найди:





2021-06-16 00:01:08